РЕЛИГИЯ...

 

О Т   А Л Ь Ф Ы   Д О  О М Е Г И

Сделать домашней Добавить в избранное Написать письмо
...РЕЛИГИЯ...
...Мировые религии...
...Основные локально ограниченные религии...
...Христианские таинства...
...Основные христианские праздники и посты...
...Иерархи Русской православной церкви...
...Римские папы...
...Протестантизм...
...Основные обряды в исламе
...Главные мусульманские праздники...
...Основные обряды в иудаизме...
...Иудейские праздники...
...Буддийские обряды и обычаи...
...Основные религиозные книги...
...Гостевая книга...
 




 
 

Между нами и Богом — бесконечность хаоса. Где-то на краю этой бесконечности идет игра — что выпадет, орел или решка... Не играть нельзя, хотите вы того или не хотите, вас уже втянули в эту историю. Если вы поставите на орла, то есть на Бога, то, выиграв, вы обретете всё, проиграв, не потеряете ничего.

    Блез Паскаль

 

 

 

 

Основные религии мира:

Мировые религии:

Буддизм — старейшая из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI—V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). Основные направления: хинаяна и махаяна. Достиг расцвета в Индии в V в. до н.э. — начале I тысячелетия н.э.; распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма, даосизма и др. В ^4ндии к XII в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (в т.ч. ритуализма). В центре буддизма — учение о «четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение — субъективные состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание — состояние беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация дхарм (первичных элементов бытия и психофизических элементов жизнедеятельности личности); освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личности внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции — человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхи-сатв (идеальных существ, выступающих как наставники и образцы и ведущих людей по пути нравственного совершенствования к достижению нирваны), появились сангхи (монашеские общины).
Христианство — религия, основой которой является вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение второго лица триединого божества. Приобщение верующих к Божественной благодати осуществляется через участие в таинствах. Источник вероучения христианства — Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия); по значимости за ней следуют другие части Священного предания («Символ веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения отцов церкви и др.). Христианство возникло в I в. н.э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В IV в. стало государственной религией Римской империи. К XIII в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с конца X в. В результате схизмы (разделения церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в XVI в. выделился протестантизм. Общее число приверженцев христианства превышает 1 млрд. человек.
Ислам— монотеистическая религия, ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в VII в. Основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому всемогущему Богу Аллаху и почитание Мухаммеда пророком-посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (столпы ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салят); 3) милостыня в пользу бедных (закят); 4) пост в месяце рамадан (саум); 5) паломничество в Мекку (хаджж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание — сунна. Основные направления — суннизм и шиизм. В X в. создана система теоретического богословия — калам; правовая система ислама разработана в шариате. В VIII—IX вв. возникло мистическое течение — суфизм. Число последователей ислама составляет около 900 млн. человек. Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией.

Наверх

Основные локально ограниченные религии:

Иудаизм — наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в I тысячелетии до н.э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения). Канон священных книг иудаизма включает Тору («Пятикнижие Моисея»), книги пророков и так называемые Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. В иудаизме получили распространение мистические учения (каббала, хасидизм). Число последователей оценивается в 18 млн. человек (около 1/3 из них в США).
Зороастризм — религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Среднего Востока, сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Названа по имени пророка Зороастра (иранское Заратуштра). Священный канон — «Авеста». Основные принципы зороастризма: противопоставление двух «вечных \ начал» — добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса: вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.
Индуизм — одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира (около 95% всех индуистов — в Индии). Сформировалась в I тысячелетии н.э. Является результатом развития ведической религии и брахманизма и процесса дальнейшей ассимиляции народных верований. Основа индуизма — учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы) или их воплощений и соблюдением кастовых бытовых правил. Культовые обряды совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах. В качестве священных почитаются животные (корова, змея), реки (Ганг), растения (лотос) и др. Для индуизма характерно представление об универсальности и всеобщности верховного божества, что особенно проявилось в учении бхакти. Современный индуизм существует в виде двух течений: вишнуизма и шиваизма.
Джайнизм — религия в Индии (около 3 млн. последователей). Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Маха-вирой (VI в. до н.э.). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое, согласно джайнизма, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности ахимсы — непричинения вреда живым существам. Джайны делятся на монахов-аскетов и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщическои деятельностью (согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых существ — червей, насекомых).
Сикхизм — секта в индуизме в XVI — XVII вв., превратившаяся в самостоятельную религию, получившую распространение главным образом в Пенджабе. Основой является единобожие, отрицание идолопоклонства, аскетизма, каст, проповедь равенства сикхов перед Богом и священной войны с иноверцами.
Даосизм — китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине I тысячелетия до н.э. на основе верований шаманского характера, в начале н.э. оформился в развитую религию. К XII в. создан «Дао цзан» — свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма — достичь единства с первоосновой мира — дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователи даосизма имеются в КНР, где существует Ассоциация верующих даосов.
Синтоизм — религия, распространенная в Японии. В основе синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Высшее божество — солнечная богиня Аматэрасу, ее потомок — Дзимму (мифический предок японских императоров). В 1868 — 1945 государственная религия. Для синтоизма было характерно обожествление особы японского императора. Формально культ императора в 1945 упразднен, однако умерших японских императоров некоторые синтоисты по-прежнему почитают как богов.
Наверх

Христианские таинства.

Таинствами в христианстве именуются культовые действия, с помощью которых «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия». Православная и католическая церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), священство, брак (церковный) и елеосвящение. Лютеране признают крещение и причащение, англиканская церковь — крещение, причащение, брак.

Крещение — таинство, которое символизирует принятие человека в лоно христианской церкви. При крещении человек «умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную, святую». Ритуал крещения состоит либо в погружении новорожденных в наполненную водой купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме). В протестантских церквях, как правило, крестят уже совершеннолетних.
Миропомазание — таинство, целью которого является наделение человека божественной благодатью. Ритуал миропомазания состоит в смазывании лба, глаз, ушей и других частей лица и тела верующего ароматическим маслом — миром.
Причащение (евхаристия) — таинство, состоящее в том, что верующих потчуют хлебом и вином, символизирующими «тело и кровь» Христа. Тем самым верующие, по учению церкви, становятся «сте-лесниками Иисуса Христа», «участниками божеского естества».
Покаяние (исповедь) — раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения («отпущение грехов») именем Христа. При этом церковь гарантирует тайну исповеди.
Священство — таинство, посредством которого совершается возведение в сан священнослужителя. Согласно церковному вероучению, священство есть таинство наделения через епископское рукоположение (хиротонию) рукополагаемого особой благодатью, делающей его посредником между Богом и людьми. Священство имеет три степени: дьякона, пресвитера и епископа.
Брак — таинство, которое совершается при заключении церковного брака. Будущие супруги, давая перед алтарем обещание в верности друг другу, получают через совершение таинства брака «благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Таким образом, сам Бог оберегает брачный союз людей. Церковь подчеркивает, что главным в браке является не юридический или экономический, а нравственный элемент, который тождествен религиозному.
Елеосвящение (соборование) — таинство, совершаемое над больным и заключающееся в произнесении определенных молитв, которые сопровождаются помазанием освященным елеем лба, щек, губ, груди и рук. Православная церковь учит, что елеосвящение исцеляет человека от телесных и душевных болезней и одновременно освобождает от тех грехов, в которых он не успел раскаяться сам. Католики не признают за елеосвящением исцеляющих функций, а усматривают в нем успокоительное напутствие умирающему.

Наверх

Основные христианские праздники и посты.

Пасха — главный христианский праздник, установленный в честь чудесного воскресения распятого на кресте Иисуса Христа, о чем повествуется в евангелиях. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Для вычисления дат празднования составляются таблицы (пасхалии). У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому календарю.
Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря. Временное несовпадение празднования Рождества Христова различными церквами связано с тем, что ряд церквей (русская, болгарская, сербская и другие православные церкви) пользуются юлианским календарем, 25 декабря которого соответствует 7 января григорианского календаря.
Троица — праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается на 50-й день от Пасхи и обычно выпадает на последние дни мая или начало июня.
Сретение Господне — праздник в честь встречи (сретенья) праведником Симеоном мессии — ребенка-Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2 (15) февраля.
Крещение Господне (Богоявление) — праздник в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. Отмечается 6 (19) января церемония освящения воды (иордань).
Преображение — праздник в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою Божественную природу. Отмечается 6 (19) августа.
Вход Господен в Иерусалим (Вербное воскресенье) — праздник в память въезда Христа в Иерусалим, жители которого приветствовали Сына Божьего, бросая перед ним на дорогу пальмовые ветви. В народном быту праздник получил название «Вербное воскресенье», ибо в России в его ритуале роль пальмовых ветвей выполняли распускающиеся к этому времени ветки вербы. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой.
Вознесение — праздник в честь вознесения Христа на небо. Празднуется на 40-й день после Пасхи.
Воздвижение — праздник в память так называемого воздвижения в IV в. в Иерусалиме над толпой верующих креста, на котором, по преданию, был распят Христос. Отмечается 14 (27) сентября.
Рождество Богородицы — праздник в честь рождения Девы Марии — матери Христа. Отмечается 8 (21) сентября.
Введение во храм Богородицы — праздник в память торжественного вступления трехлетней Марии (будущей матери Иисуса) в Иерусалимский храм, куда она была отдана родителями на воспитание. Отмечается 21 ноября (4 декабря).
Благовещение — праздник, связанный с христианским преданием о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии «благую весть» о грядущем рождении у нее божественного младенца. Отмечается 25 марта (7 апреля).
Успение Богородицы — праздник в память кончины Девы Марии — матери Христа. Отмечается 15 (28) августа.
Покров пресвятой Богородицы — праздник в память явления около 910 во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, простирающей свой покров над всеми верующими. Отмечается 1 (14) октября.
Посты — воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или ее отдельных видов (особенно мяса). Посты занимают около 200 дней в православном церковном календаре. Каждый верующий должен поститься по средам и пятницам в течение всего года, в крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Крестителя, в праздник воздвижения креста Господня. Помимо этого существуют четыре многодневных поста:

— весенний (великий) — начинается с понедельника, после сыропустной недели (масленицы) и продолжается около 7 недель, вплоть до Пасхи;
— летний (Петров) — начинается в первый понедельник после духова дня и оканчивается 29 июня, в день святых Петра и Павла;
— осенний (успенский) — 15 дней перед праздником Успения;
— зимний (рождественский, или Филиппов) — 40 дней перед Рождеством Христовым.

Наверх

Иерархи Русской православной церкви

Митрополиты до введения патриаршества в 1589

Леонтий (до 1015); Иоанн (1015—1037); Феопемпт (1037—1048); Иларион (1051—1062); Георгий (1062—1080); Иоанн II (1080—1089); Иоанн III (1089); Ефрем (1089—1097); Николай (1097—1104); Никнфор (1104—1122); Никита (1122—1130); Михаил (1130—1147); Климент (1147—1155); Константин (1156—1158); Феодор (1161—1163); Иоанн IV (1164—1166); Константин II (1167—1182); Никифор II (1182—1201); Матфей (1201—1224); Кирилл I (1224—1237); Иосиф (1237); Кирилл И (1238—1280); Максим (1280—1305); Петр (1308—1326); Феогност (1328—1353); Алексий (1354—1378); Киприан (1378—1406); Фотий (1410—1431); Исидор (1437—1441); Иона (1448—1461); Феодосий (1461—1464); Филипп (1464—1473); Геронтий (1473—1489); Зосима (1490—1494); Симон (1495—1511); Варлаам (1511—1522); Даниил (1522—1539); Иоасаф (1539—1541); Макарий (1542—1563); Афанасий (1564—1566); Герман (1566); Филипп (Колычев, 1566—1568); Кирилл (1568—1572); Антоний (1572—1581); Дионисий (1581—1587); Иов (1587—1589, с 1589 — патриарх).

Патриархи Московские и всея Руси

Иов (1589—1605); Игнатий (1605—1606 и 1611—1612); Гермоген (1606—1612); Филарет (1619—1633); Иоасаф I (1634—1640); Иосиф (1640—1652); Никон (1652—1658); Иоасаф II (1667—1673); Питирим (1673); Иоаким (1673—1690); Адриан (1690—1700); Тихон (Белавин) (1917—1925); Сергий (Страгородский) (1943—1944); Алексий I (Симанский) (1945—1970); Пимен (Извеков) (1971—1990); Алексий II (Редигер) (с 1990).

Наверх

Римские папы

1-й период. Три первых столетия развития папского примата, до утверждения папской власти при Константине Великом. Хронология и имена первых пап вызывают сильные сомнения.

Апостол Петр; Лин (Linus); Клет (Cletus, Anacletus); Климент I; Эварист (Euaristus) 100—109 (?); Александр I 109—119 (?); Сикст I 119—126 (?); Телесфор 126—136 (?); Гигин (Hyginus) 136—140 (?); Пий I 141— 157 (?); Аникита (Anicetus) 157—168 (?); Сотер 168—176 (?); Элевтер (Eteutherus) 176—189; Виктор I 190—202; Зеферин 202—217; Каллист (Калликст) I 217—222; Урбан I 223—230; Понциан 230—235: Антер {Anterus) 235—236; Фабиан 236—250; Корнелий 251—253; Люций I 253; Стефан I 253—257; Сикст II 257—258; Дионисий 259—269; Феликс I 269—274; Евтихиан 274—283; Гай 283—296; Марцеллин 296— 304; Марцелл I 308—309; Евсевий (Eusebius) 310; Мельхиад (Мильтиад) 311—314.

2-й период. Эпоха постепенного развития папства в IV-VI вв.

Сильвестр I 314—335; Марк 336; Юлий 1337—352; Либерии 352—366; (Феликс II 355—365); Дамас I 366—384; Сириций 384—399; Анастасий I 399—401; Иннокентий I 401—417; Зосим (Zosimus) 417—418; Бонифаций I 418—422; Целестин I 422—432; Сикст III 432—440; Лев I Великий 440—461; Иларий 461—468; Симплиций 468—483; Феликс III 483—492; Геласий I 492—496; Анастасий II 496—498; Симмах 498—514; Гормизда (Hormisdas) 514—523; Иоанн I 523—526; Феликс IV 526—530; Бонифаций II 530—532; Иоанн И 533—535; Агапет I 535—536; Сильверий (Silverius) 536—537; Вигилий 537—555; Пелагий I 556—561; Иоанн III 561—574; Бенедикт I 575—579; Пелагий II 579—590; Григорий I Великий 590—604.

3-й период. Распространение римского примата среди германских племен, обращение ариан, образование англосаксонской церкви, союз с Каролингами, освобождение от политического подчинения Византии (VII-IX вв.).

Сабиниан 604—606; Бонифаций III 607; Бонифаций IV 608—615; Деодат I 615—618; Бонифаций V 619—625; Гонорий I 625—638; Северян I 640; Иоанн IV 640—642; Теодор I 642—649; Мартин I 649—655; Евгений I 654—657; Виталиан 657—672; Деодат И 672—676; Домн I 676—678; Агафон (Agatho) 678—681; Лев II 682—683; Бенедикт II 684—685; Иоанн V 685—686; Конон 686—687; Сергий I 687—701; Иоанн VI 701—705; Иоанн VII 705—707; Сисинний 708; Константин I 708—715; Григорий II 715—731; Григорий III 731—741; Захарий (Zacharias) 741—752; Стефан II 752; Стефан III (II) 752—757; Павел I 757—767; Константин II 767—768; Стефан III (IV) 768—772; Адриан I 772—795; Лев III 795—816; Стефан IV (V) 816—817; Пасхалий I 817— 824; Евгений II 824—827; Валентин 827; Григорий IV 827—844; Сергий И 844—847; Лев IV 847—855; Бенедикт III 855—858; Николай I 858—867; Адриан II 867—872; Иоанн VIII 872—882.

4-й период. До Сутрийского собора (1046); эпоха униженного состояния папства.

Марин I (Мартин II) 882—884; Адриан III 884—885; Стефан V (IV) 885—891; Формоз 891—896; Бонифаций VI 896; Стефан VI (VII) 896—897; Роман 897; Теодор II 897; Иоанн IX 898—900; Бенедикт IV 900— 903; Лев V 903; Христофор I 903—904; Сергий III 904—911; Анастасий III 911—913; Ландо 913—914; Иоанн X 914—928; Лев VI 928; Стефан VII (VIII) 928—931; Иоанн XI 931—935; Лев VII 936—939; Стефан VIII (IX) 939—942; Марин II (Мартин III) 942—946; Агапет II 946—955; Иоанн XII 955—964; Лев VIII 963—965; Бенедикт V 964—965; Иоанн XIII 965—972; Бенедикт VI 973—974; Бенедикт VII 974—983; Иоанн XIV 983—984; Бонифаций VII 984—985; Иоанн XV 985— 996; Григорий V 996—999; (Иоанн XVI 997—998); Сильвестр II 999—1003; Иоанн XVII 1003; Иоанн XVIII 1004—1009; Сергий IV 1009—1012; Бенедикт VIII 1012—1024; Иоанн XIX 1024—1032; Бенедикт IX 1032—1044; Сильвестр III 1045; Бенедикт IX (вторично) 1045; Григорий VI 1045—1046.

5-й период. От Сутрийского собора до конца XIII в.; эпоха величайшего папского могущества.

Климент II 1046—1047; Бенедикт IX (в третий раз) 1047—1048; Дамас II 1048; Лев IX 1049—1054; Виктор II 1055—1057; Стефан IX (X) 1057—1058; Бенедикт X 1058—1059; Николай II 1059—1061; Александр II 1061—1073; (Гонорий II 1061—1072); Григорий VII 1073—1085; (Климент III 1080—1100); Виктор III 1086—1087; Урбан II 1088—1099; Пасхалий II 1099—1118; Геласий II 1118—1119; Калликст II 1119—1124; Гонорий II 1124—1130; Иннокентий II 1130— 1143; Целестин II 1143—1144; Люций II 1144—1145; Евгений III 1145—1153; Анастасий IV 1153—1154; Адриан IV 1154—1159; Александр III 1159—1181; Люций III 1181—1185; Урбан III 1185—1187; Григорий VIII 1187; Климент III 1187—1191; Целестин III 1191—1198; Иннокентий III 1198—1216; Гонорий Ш 1216—1227; Григорий IX 1227—1241; Целестин IV 1241; Иннокентий IV 1243—1254; Александр IV 1254—1261; Урбан IV 1261—1264; Климент IV 1265—1268; Григорий X 1271—1276; Иннокентий V 1276; Адриан V 1276; Иоанн XXI (XX) 1276—1277; Николай III 1277—1280; Мартин IV 1281—1285; Гонорий IV 1285—1287; Николай IV (1288—1292) ; Целестин V 1294.

6-й период, дореформационный.

Бонифаций VIII 1294—1303; Бенедикт XI 1303—1304; Климент V 1305—1314; Иоанн XXII 1316—1334; Бенедикт XII 1334—1342; Климент VI 1342—1352; Иннокентий VI 1352—1362; Урбан V 1362—1370 Григорий XI 1370—1378.
Римские папы:
Урбан VI 1378—1389; Бонифаций IX 1389—1404; Иннокентий VII 1404—1406; Григорий XII 1406—1415. Авиньонские папы: Климент VII 1378—1394; Бенедикт XIII 1394— 1417.
Папы, безуспешно избранные для прекращения Великого раскат:
Александр V 1409—1410; Иоанн XXIII 1410—1415. Папы после прекращения Великого раскола: Мартин V 1417—1431; Евгений IV 1431—1447; (Феликс V 1439—1449); Николай V 1447— 1455; Калликст III 1455—1458; Пий II 1458—1464; Павел II 1464— 1471; Сикст IV 1471—1484; Иннокентий VIII 1484—1492; Александр VI Борджиа 1492—1503; Пий III 1503; Юлий II 1503—1513.

7-й период. Эпоха Реформации и католической реакции.

Лев X 1513—1521; Адриан VI 1522—1523; Климент VII 1523—1534; Павел III 1534—1549; Юлий III 1550—1555; Марцелл II 1555; Павел IV 1555—1559; Пий IV 1560—1565; Пий V 1565—1572; Григорий XIII 1572—1585; Сикст V 1585—1590; Урбан VII 1590; Григорий XIV 1590—1591; Иннокентий IX 1591; Климент VIII 1592—1605; Лев XI 1605; Павел V 1605—1621; Григорий XV 1621—1623; Урбан VIII 1623—1644; Иннокентий X 1644—1655; Александр VII 1655—1667; Климент IX 1667—1669; Климент X 1670—1676; Иннокентий XI 1676—1689; Александр VIII 1689—1691; Иннокентий XII 1691—1700; Климент XI 1700—1721; Иннокентий XIII 1721—1724; Бенедикт XIII 1724—1730; Климент XII 1730—1740; Бенедикт XIV 1740—1758; Климент XIII 1758—1769.

8-й период. Эпоха Просвещения, революций и новейшее время.

Климент XIV 1769—1774; Пий VI 1775—1799; Пий VII 1800—1823; Лев XII 1823—1829; Пий VIII 1829—1830; Григорий XVI 1831—1846; Пий IX 1846—1878; Лев XIII 1878—1903; Пий X 1903—1914; Бенедикт XV 1914—1922; Пий XI 1922—1939; Пий XII 1939—1958; Иоанн XXIII 1958—1963; Павел VI 1963—1978; Иоанн Павел I 1978; Иоанн Павел II с 1978; Бенедикт XVI с 2005.

Наверх

 

Copyright © 2005-2007  "LESNIK" | Coded by: Leskov Maksim.Ukraine.Kharkov . права не защищены.

Приветствуется любое использование материалов данного проекта для любых целей. Ссылка на сайт не обязательна, но желательна.

 

 
Hosted by uCoz