|
Мировые религии:
Буддизм
— старейшая из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI—V вв.
до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама (Будда). Основные направления:
хинаяна и махаяна. Достиг расцвета в Индии в V в. до н.э. — начале I
тысячелетия н.э.; распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии,
отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма,
даосизма и др. В ^4ндии к XII в. растворился в индуизме, сильно повлияв
на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних
форм религиозной жизни (в т.ч. ритуализма). В центре буддизма — учение
о «четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина,
состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение — субъективные
состояния и одновременно некая космическая реальность: страдание — состояние
беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация
дхарм (первичных элементов бытия и психофизических элементов жизнедеятельности
личности); освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личности
внешним миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает
потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции
— человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного
набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи,
нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма
в нем постепенно сложились культ Будды и бодхи-сатв (идеальных существ,
выступающих как наставники и образцы и ведущих людей по пути нравственного
совершенствования к достижению нирваны), появились сангхи (монашеские
общины).
Христианство — религия, основой которой является
вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение второго
лица триединого божества. Приобщение верующих к Божественной благодати
осуществляется через участие в таинствах. Источник вероучения христианства
— Священное предание, главным в нем является Священное писание (Библия);
по значимости за ней следуют другие части Священного предания («Символ
веры», решения вселенских и некоторых поместных соборов, отдельные творения
отцов церкви и др.). Христианство возникло в I в. н.э. среди евреев
Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья.
В IV в. стало государственной религией Римской империи. К XIII в. вся
Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось
под влиянием Византии с конца X в. В результате схизмы (разделения церквей)
христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм. Из католицизма
в ходе Реформации в XVI в. выделился протестантизм. Общее число приверженцев
христианства превышает 1 млрд. человек.
Ислам— монотеистическая религия, ее последователи
— мусульмане. Возник в Аравии в VII в. Основатель — Мухаммед. Ислам
складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате
арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее
в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки. Главные
принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому
всемогущему Богу Аллаху и почитание Мухаммеда пророком-посланником Аллаха.
Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных
обязанностей (столпы ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера
в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада);
2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салят); 3) милостыня в
пользу бедных (закят); 4) пост в месяце рамадан (саум); 5) паломничество
в Мекку (хаджж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Священное предание
— сунна. Основные направления — суннизм и шиизм. В X в. создана система
теоретического богословия — калам; правовая система ислама разработана
в шариате. В VIII—IX вв. возникло мистическое течение — суфизм. Число
последователей ислама составляет около 900 млн. человек. Почти во всех
странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной
религией.
Наверх
Основные локально
ограниченные религии:
Иудаизм
— наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в I тысячелетии
до н.э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы
иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной),
бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность
еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в
котором народ выступает как носитель божественного откровения). Канон
священных книг иудаизма включает Тору («Пятикнижие Моисея»), книги пророков
и так называемые Писания. Различные толкования и комментарии канона
собраны в Талмуде. В иудаизме получили распространение мистические учения
(каббала, хасидизм). Число последователей оценивается в 18 млн. человек
(около 1/3 из них в США).
Зороастризм — религия, распространенная в древности и
раннем средневековье в Средней Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане
и ряде стран Ближнего и Среднего Востока, сохранилась у парсов в Индии
и гебров в Иране. Названа по имени пророка Зороастра (иранское Заратуштра).
Священный канон — «Авеста». Основные принципы зороастризма: противопоставление
двух «вечных \ начал» — добра и зла, борьба между которыми составляет
содержание мирового процесса: вера в конечную победу добра, олицетворяемого
в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма
играет огонь.
Индуизм — одна из наиболее крупных по числу последователей
религий мира (около 95% всех индуистов — в Индии). Сформировалась в
I тысячелетии н.э. Является результатом развития ведической религии
и брахманизма и процесса дальнейшей ассимиляции народных верований.
Основа индуизма — учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем
в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное
поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шивы)
или их воплощений и соблюдением кастовых бытовых правил. Культовые обряды
совершаются в храмах, у местных и домашних алтарей, в священных местах.
В качестве священных почитаются животные (корова, змея), реки (Ганг),
растения (лотос) и др. Для индуизма характерно представление об универсальности
и всеобщности верховного божества, что особенно проявилось в учении
бхакти. Современный индуизм существует в виде двух течений: вишнуизма
и шиваизма.
Джайнизм — религия в Индии (около 3 млн. последователей).
Основателем считается Вардхамана, именуемый Джиной и Маха-вирой (VI
в. до н.э.). Как и буддизм, явился реакцией на ритуализм и отвлеченную
умозрительность брахманизма. Джайнизм отверг авторитет вед, открыл доступ
в свою общину мужчинам и женщинам всех варн (каст). Джайнизм сохранил
индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Целью
джайнов считается освобождение от перерождений (нирвана), достижимое,
согласно джайнизма, для аскета, соблюдающего строгие правила, в частности
ахимсы — непричинения вреда живым существам. Джайны делятся на монахов-аскетов
и мирян, занимающихся преимущественно торгово-ростовщическои деятельностью
(согласно джайнизму, соблюдение ахимсы делает невозможным для джайна
земледелие, ибо вспашка земли может повлечь за собой убийство живых
существ — червей, насекомых).
Сикхизм — секта в индуизме в XVI — XVII вв., превратившаяся
в самостоятельную религию, получившую распространение главным образом
в Пенджабе. Основой является единобожие, отрицание идолопоклонства,
аскетизма, каст, проповедь равенства сикхов перед Богом и священной
войны с иноверцами.
Даосизм — китайская религия и одна из основных религиозно-философских
школ. Возник в середине I тысячелетия до н.э. на основе верований шаманского
характера, в начале н.э. оформился в развитую религию. К XII в. создан
«Дао цзан» — свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма — достичь
единства с первоосновой мира — дао и посредством алхимии и психофизических
упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством
властей. Последователи даосизма имеются в КНР, где существует Ассоциация
верующих даосов.
Синтоизм — религия, распространенная в Японии. В основе
синтоизма лежит культ божеств природы и предков. Высшее божество — солнечная
богиня Аматэрасу, ее потомок — Дзимму (мифический предок японских императоров).
В 1868 — 1945 государственная религия. Для синтоизма было характерно
обожествление особы японского императора. Формально культ императора
в 1945 упразднен, однако умерших японских императоров некоторые синтоисты
по-прежнему почитают как богов.
Наверх
Христианские
таинства.
Таинствами в христианстве
именуются культовые действия, с помощью которых «под видимым образом
сообщается верующим невидимая благодать Божия». Православная и католическая
церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние
(исповедь), священство, брак (церковный) и елеосвящение. Лютеране признают
крещение и причащение, англиканская церковь — крещение, причащение,
брак.
Крещение
— таинство, которое символизирует принятие человека в лоно христианской
церкви. При крещении человек «умирает для жизни плотской, греховной
и возрождается в жизнь духовную, святую». Ритуал крещения состоит либо
в погружении новорожденных в наполненную водой купель (в православии),
либо в окроплении их водой (в католицизме). В протестантских церквях,
как правило, крестят уже совершеннолетних.
Миропомазание — таинство, целью которого является наделение
человека божественной благодатью. Ритуал миропомазания состоит в смазывании
лба, глаз, ушей и других частей лица и тела верующего ароматическим
маслом — миром.
Причащение (евхаристия) — таинство, состоящее в том, что
верующих потчуют хлебом и вином, символизирующими «тело и кровь» Христа.
Тем самым верующие, по учению церкви, становятся «сте-лесниками Иисуса
Христа», «участниками божеского естества».
Покаяние (исповедь) — раскрытие верующим своих грехов
священнику и получение от него прощения («отпущение грехов») именем
Христа. При этом церковь гарантирует тайну исповеди.
Священство — таинство, посредством которого совершается
возведение в сан священнослужителя. Согласно церковному вероучению,
священство есть таинство наделения через епископское рукоположение (хиротонию)
рукополагаемого особой благодатью, делающей его посредником между Богом
и людьми. Священство имеет три степени: дьякона, пресвитера и епископа.
Брак — таинство, которое совершается при заключении церковного
брака. Будущие супруги, давая перед алтарем обещание в верности друг
другу, получают через совершение таинства брака «благодать чистого единодушия
к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Таким
образом, сам Бог оберегает брачный союз людей. Церковь подчеркивает,
что главным в браке является не юридический или экономический, а нравственный
элемент, который тождествен религиозному.
Елеосвящение (соборование) — таинство, совершаемое над
больным и заключающееся в произнесении определенных молитв, которые
сопровождаются помазанием освященным елеем лба, щек, губ, груди и рук.
Православная церковь учит, что елеосвящение исцеляет человека от телесных
и душевных болезней и одновременно освобождает от тех грехов, в которых
он не успел раскаяться сам. Католики не признают за елеосвящением исцеляющих
функций, а усматривают в нем успокоительное напутствие умирающему.
Наверх
Основные
христианские праздники и посты.
Пасха —
главный христианский праздник, установленный в честь чудесного воскресения
распятого на кресте Иисуса Христа, о чем повествуется в евангелиях.
Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния.
Для вычисления дат празднования составляются таблицы (пасхалии). У православных
церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому
календарю.
Рождество Христово — один из главных христианских праздников,
установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса
Христа. Отмечается 25 декабря. Временное несовпадение празднования Рождества
Христова различными церквами связано с тем, что ряд церквей (русская,
болгарская, сербская и другие православные церкви) пользуются юлианским
календарем, 25 декабря которого соответствует 7 января григорианского
календаря.
Троица — праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов,
которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства.
Отмечается на 50-й день от Пасхи и обычно выпадает на последние дни
мая или начало июня.
Сретение Господне — праздник в честь встречи (сретенья)
праведником Симеоном мессии — ребенка-Христа, которого родители принесли
в храм для посвящения Богу. Отмечается 2 (15) февраля.
Крещение Господне (Богоявление) — праздник в память крещения
Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. Отмечается
6 (19) января церемония освящения воды (иордань).
Преображение — праздник в честь преображения Иисуса Христа,
явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою Божественную
природу. Отмечается 6 (19) августа.
Вход Господен в Иерусалим (Вербное воскресенье) — праздник
в память въезда Христа в Иерусалим, жители которого приветствовали Сына
Божьего, бросая перед ним на дорогу пальмовые ветви. В народном быту
праздник получил название «Вербное воскресенье», ибо в России в его
ритуале роль пальмовых ветвей выполняли распускающиеся к этому времени
ветки вербы. Отмечается в последнее воскресенье перед Пасхой.
Вознесение — праздник в честь вознесения Христа на небо.
Празднуется на 40-й день после Пасхи.
Воздвижение — праздник в память так называемого воздвижения
в IV в. в Иерусалиме над толпой верующих креста, на котором, по преданию,
был распят Христос. Отмечается 14 (27) сентября.
Рождество Богородицы — праздник в честь рождения Девы
Марии — матери Христа. Отмечается 8 (21) сентября.
Введение во храм Богородицы — праздник в память торжественного
вступления трехлетней Марии (будущей матери Иисуса) в Иерусалимский
храм, куда она была отдана родителями на воспитание. Отмечается 21 ноября
(4 декабря).
Благовещение — праздник, связанный с христианским преданием
о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии «благую весть» о грядущем
рождении у нее божественного младенца. Отмечается 25 марта (7 апреля).
Успение Богородицы — праздник в память кончины Девы Марии
— матери Христа. Отмечается 15 (28) августа.
Покров пресвятой Богородицы — праздник в память явления
около 910 во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, простирающей
свой покров над всеми верующими. Отмечается 1 (14) октября.
Посты — воздержание на определенный срок от приема всякой пищи
или ее отдельных видов (особенно мяса). Посты занимают около 200 дней
в православном церковном календаре. Каждый верующий должен поститься
по средам и пятницам в течение всего года, в крещенский сочельник, в
день усекновения главы Иоанна Крестителя, в праздник воздвижения креста
Господня. Помимо этого существуют четыре многодневных поста:
— весенний (великий)
— начинается с понедельника, после сыропустной недели (масленицы) и
продолжается около 7 недель, вплоть до Пасхи;
— летний (Петров) — начинается в первый понедельник после духова дня
и оканчивается 29 июня, в день святых Петра и Павла;
— осенний (успенский) — 15 дней перед праздником Успения;
— зимний (рождественский, или Филиппов) — 40 дней перед Рождеством Христовым.
Наверх
Иерархи
Русской православной церкви
Митрополиты
до введения патриаршества в 1589
Леонтий (до 1015);
Иоанн (1015—1037); Феопемпт (1037—1048); Иларион (1051—1062); Георгий
(1062—1080); Иоанн II (1080—1089); Иоанн III (1089); Ефрем (1089—1097);
Николай (1097—1104); Никнфор (1104—1122); Никита (1122—1130); Михаил
(1130—1147); Климент (1147—1155); Константин (1156—1158); Феодор
(1161—1163); Иоанн IV (1164—1166); Константин II (1167—1182); Никифор
II (1182—1201); Матфей (1201—1224); Кирилл I (1224—1237); Иосиф
(1237); Кирилл И (1238—1280); Максим (1280—1305); Петр (1308—1326);
Феогност (1328—1353); Алексий (1354—1378); Киприан (1378—1406);
Фотий (1410—1431); Исидор (1437—1441); Иона (1448—1461); Феодосий
(1461—1464); Филипп (1464—1473); Геронтий (1473—1489); Зосима (1490—1494);
Симон (1495—1511); Варлаам (1511—1522); Даниил (1522—1539); Иоасаф
(1539—1541); Макарий (1542—1563); Афанасий (1564—1566); Герман (1566);
Филипп (Колычев, 1566—1568); Кирилл (1568—1572); Антоний (1572—1581);
Дионисий (1581—1587); Иов (1587—1589, с 1589 — патриарх).
Патриархи
Московские и всея Руси
Иов (1589—1605);
Игнатий (1605—1606 и 1611—1612); Гермоген (1606—1612); Филарет (1619—1633);
Иоасаф I (1634—1640); Иосиф (1640—1652); Никон (1652—1658); Иоасаф
II (1667—1673); Питирим (1673); Иоаким (1673—1690); Адриан (1690—1700);
Тихон (Белавин) (1917—1925); Сергий (Страгородский) (1943—1944);
Алексий I (Симанский) (1945—1970); Пимен (Извеков) (1971—1990);
Алексий II (Редигер) (с 1990).
Наверх
Римские папы
1-й период. Три первых
столетия развития папского примата, до утверждения папской власти
при Константине Великом. Хронология и имена первых пап вызывают
сильные сомнения.
Апостол Петр; Лин (Linus);
Клет (Cletus, Anacletus); Климент I; Эварист (Euaristus) 100—109
(?); Александр I 109—119 (?); Сикст I 119—126 (?); Телесфор 126—136
(?); Гигин (Hyginus) 136—140 (?); Пий I 141— 157 (?); Аникита (Anicetus)
157—168 (?); Сотер 168—176 (?); Элевтер (Eteutherus) 176—189; Виктор
I 190—202; Зеферин 202—217; Каллист (Калликст) I 217—222; Урбан
I 223—230; Понциан 230—235: Антер {Anterus) 235—236; Фабиан 236—250;
Корнелий 251—253; Люций I 253; Стефан I 253—257; Сикст II 257—258;
Дионисий 259—269; Феликс I 269—274; Евтихиан 274—283; Гай 283—296;
Марцеллин 296— 304; Марцелл I 308—309; Евсевий (Eusebius) 310; Мельхиад
(Мильтиад) 311—314.
2-й период. Эпоха
постепенного развития папства в IV-VI вв.
Сильвестр I 314—335;
Марк 336; Юлий 1337—352; Либерии 352—366; (Феликс II 355—365); Дамас
I 366—384; Сириций 384—399; Анастасий I 399—401; Иннокентий I 401—417;
Зосим (Zosimus) 417—418; Бонифаций I 418—422; Целестин I 422—432;
Сикст III 432—440; Лев I Великий 440—461; Иларий 461—468; Симплиций
468—483; Феликс III 483—492; Геласий I 492—496; Анастасий II 496—498;
Симмах 498—514; Гормизда (Hormisdas) 514—523; Иоанн I 523—526; Феликс
IV 526—530; Бонифаций II 530—532; Иоанн И 533—535; Агапет I 535—536;
Сильверий (Silverius) 536—537; Вигилий 537—555; Пелагий I 556—561;
Иоанн III 561—574; Бенедикт I 575—579; Пелагий II 579—590; Григорий
I Великий 590—604.
3-й период. Распространение
римского примата среди германских племен, обращение ариан, образование
англосаксонской церкви, союз с Каролингами, освобождение от политического
подчинения Византии (VII-IX вв.).
Сабиниан 604—606; Бонифаций
III 607; Бонифаций IV 608—615; Деодат I 615—618; Бонифаций V 619—625;
Гонорий I 625—638; Северян I 640; Иоанн IV 640—642; Теодор I 642—649;
Мартин I 649—655; Евгений I 654—657; Виталиан 657—672; Деодат И
672—676; Домн I 676—678; Агафон (Agatho) 678—681; Лев II 682—683;
Бенедикт II 684—685; Иоанн V 685—686; Конон 686—687; Сергий I 687—701;
Иоанн VI 701—705; Иоанн VII 705—707; Сисинний 708; Константин I
708—715; Григорий II 715—731; Григорий III 731—741; Захарий (Zacharias)
741—752; Стефан II 752; Стефан III (II) 752—757; Павел I 757—767;
Константин II 767—768; Стефан III (IV) 768—772; Адриан I 772—795;
Лев III 795—816; Стефан IV (V) 816—817; Пасхалий I 817— 824; Евгений
II 824—827; Валентин 827; Григорий IV 827—844; Сергий И 844—847;
Лев IV 847—855; Бенедикт III 855—858; Николай I 858—867; Адриан
II 867—872; Иоанн VIII 872—882.
4-й период. До Сутрийского
собора (1046); эпоха униженного состояния папства.
Марин I (Мартин II)
882—884; Адриан III 884—885; Стефан V (IV) 885—891; Формоз 891—896;
Бонифаций VI 896; Стефан VI (VII) 896—897; Роман 897; Теодор II
897; Иоанн IX 898—900; Бенедикт IV 900— 903; Лев V 903; Христофор
I 903—904; Сергий III 904—911; Анастасий III 911—913; Ландо 913—914;
Иоанн X 914—928; Лев VI 928; Стефан VII (VIII) 928—931; Иоанн XI
931—935; Лев VII 936—939; Стефан VIII (IX) 939—942; Марин II (Мартин
III) 942—946; Агапет II 946—955; Иоанн XII 955—964; Лев VIII 963—965;
Бенедикт V 964—965; Иоанн XIII 965—972; Бенедикт VI 973—974; Бенедикт
VII 974—983; Иоанн XIV 983—984; Бонифаций VII 984—985; Иоанн XV
985— 996; Григорий V 996—999; (Иоанн XVI 997—998); Сильвестр II
999—1003; Иоанн XVII 1003; Иоанн XVIII 1004—1009; Сергий IV 1009—1012;
Бенедикт VIII 1012—1024; Иоанн XIX 1024—1032; Бенедикт IX 1032—1044;
Сильвестр III 1045; Бенедикт IX (вторично) 1045; Григорий VI 1045—1046.
5-й период. От Сутрийского
собора до конца XIII в.; эпоха величайшего папского могущества.
Климент II 1046—1047;
Бенедикт IX (в третий раз) 1047—1048; Дамас II 1048; Лев IX 1049—1054;
Виктор II 1055—1057; Стефан IX (X) 1057—1058; Бенедикт X 1058—1059;
Николай II 1059—1061; Александр II 1061—1073; (Гонорий II 1061—1072);
Григорий VII 1073—1085; (Климент III 1080—1100); Виктор III 1086—1087;
Урбан II 1088—1099; Пасхалий II 1099—1118; Геласий II 1118—1119;
Калликст II 1119—1124; Гонорий II 1124—1130; Иннокентий II 1130—
1143; Целестин II 1143—1144; Люций II 1144—1145; Евгений III 1145—1153;
Анастасий IV 1153—1154; Адриан IV 1154—1159; Александр III 1159—1181;
Люций III 1181—1185; Урбан III 1185—1187; Григорий VIII 1187; Климент
III 1187—1191; Целестин III 1191—1198; Иннокентий III 1198—1216;
Гонорий Ш 1216—1227; Григорий IX 1227—1241; Целестин IV 1241; Иннокентий
IV 1243—1254; Александр IV 1254—1261; Урбан IV 1261—1264; Климент
IV 1265—1268; Григорий X 1271—1276; Иннокентий V 1276; Адриан V
1276; Иоанн XXI (XX) 1276—1277; Николай III 1277—1280; Мартин IV
1281—1285; Гонорий IV 1285—1287; Николай IV (1288—1292) ; Целестин
V 1294.
6-й период, дореформационный.
Бонифаций VIII 1294—1303;
Бенедикт XI 1303—1304; Климент V 1305—1314; Иоанн XXII 1316—1334;
Бенедикт XII 1334—1342; Климент VI 1342—1352; Иннокентий VI 1352—1362;
Урбан V 1362—1370 Григорий XI 1370—1378.
Римские папы:
Урбан VI 1378—1389; Бонифаций IX 1389—1404; Иннокентий VII 1404—1406;
Григорий XII 1406—1415. Авиньонские папы: Климент VII 1378—1394;
Бенедикт XIII 1394— 1417.
Папы, безуспешно избранные для прекращения Великого раскат:
Александр V 1409—1410; Иоанн XXIII 1410—1415. Папы после прекращения
Великого раскола: Мартин V 1417—1431; Евгений IV 1431—1447; (Феликс
V 1439—1449); Николай V 1447— 1455; Калликст III 1455—1458; Пий
II 1458—1464; Павел II 1464— 1471; Сикст IV 1471—1484; Иннокентий
VIII 1484—1492; Александр VI Борджиа 1492—1503; Пий III 1503; Юлий
II 1503—1513.
7-й период. Эпоха
Реформации и католической реакции.
Лев X 1513—1521; Адриан
VI 1522—1523; Климент VII 1523—1534; Павел III 1534—1549; Юлий III
1550—1555; Марцелл II 1555; Павел IV 1555—1559; Пий IV 1560—1565;
Пий V 1565—1572; Григорий XIII 1572—1585; Сикст V 1585—1590; Урбан
VII 1590; Григорий XIV 1590—1591; Иннокентий IX 1591; Климент VIII
1592—1605; Лев XI 1605; Павел V 1605—1621; Григорий XV 1621—1623;
Урбан VIII 1623—1644; Иннокентий X 1644—1655; Александр VII 1655—1667;
Климент IX 1667—1669; Климент X 1670—1676; Иннокентий XI 1676—1689;
Александр VIII 1689—1691; Иннокентий XII 1691—1700; Климент XI 1700—1721;
Иннокентий XIII 1721—1724; Бенедикт XIII 1724—1730; Климент XII
1730—1740; Бенедикт XIV 1740—1758; Климент XIII 1758—1769.
8-й период. Эпоха
Просвещения, революций и новейшее время.
Климент XIV 1769—1774;
Пий VI 1775—1799; Пий VII 1800—1823; Лев XII 1823—1829; Пий VIII
1829—1830; Григорий XVI 1831—1846; Пий IX 1846—1878; Лев XIII 1878—1903;
Пий X 1903—1914; Бенедикт XV 1914—1922; Пий XI 1922—1939; Пий XII
1939—1958; Иоанн XXIII 1958—1963; Павел VI 1963—1978; Иоанн Павел
I 1978; Иоанн Павел II с 1978; Бенедикт XVI с 2005.
Наверх
|